Все статьи

18 февраля 2026 г.

Сталкинг: как он происходит внутри отношений?

Сталкинг в отношениях

В этой статье обсуждаем не жуткие истории о слежке у подъезда, а тот случай, когда преследователем становится близкий человек, живущий с вами в одной квартире. Как маскируется сталкинг в отношениях, в какой момент условная забота переходит черту, что чувствуют сами сталкеры, и как себя спасти — обо всем читайте дальше.

To stalk (анг.) — «преследовать»

«Сталкинг» пришел из криминологии и изначально обозначал не просмотры сторис с левого аккаунта, а самую настоящую слежку, угрозы, постоянные попытки контакта, вмешательство в личную жизнь. В англоязычном контексте термин закрепился в конце XX века, когда стало ясно, что речь идет о форме психологического насилия. Сталкер выстраивает вокруг человека систему наблюдения и контроля, и не всегда жертву преследует незнакомец — сталкинг может развиваться внутри близких отношений.

В отношениях это вторжение маскируется под заботу, любовь и тревогу за близкого, поэтому сталкинг внутри пары трудно распознать.

В начале это может даже льстить и вызывать умиление: «Как мило, он(а) помнит, что у меня по плану на сегодня, и с кем я буду вечером. Переживает, наверное». Вопрос о том, как дела, упорно сыпется в мессенджерах, и если долго не отвечать, то обязательно проскочит искра ревности. Со стороны выглядит как обычная влюбленность — подумаешь, просто кто-то по уши втрескался. Но спустя время вы вдруг ловите себя на мысли, что все чаще оправдываетесь, предупреждаете о своих действиях заранее, проверяете телефон, чтобы не было скандала. Радости от отношений становится меньше, а давящего контроля — больше.

Из заботы в сталкинг через 3,2,1

Важно заметить и зафиксировать момент, когда вы начинаете жить не так, как вам хочется, а так, чтобы не расстроить партнера.

Если с этим ничего не делать, зона контроля расширяется. Постепенно сталкер добирается до друзей, родственников, работы, а затем и совсем личного — телефона и соцсетей. Но ведь с «благими» намерениями! Контрол-фрик может говорить, что ему неприятно ваше общение с кем-то, что кто-то на вас плохо влияет. Формально человек делится чувствами, но по факту он перекладывает ответственность за свое состояние на вас.

Самый точный критерий, по которому можно отличить заботу от сталкинга, — это реакция на отказ. В здоровых отношениях партнер может расстроиться, но примет «нет», а контролирующий начнет манипулировать и обвинять.

Контроль почти всегда вырастает из страха и тревоги. Люди, склонные к сталкингу, искренне не считают себя агрессорами, они «любят», «заботятся» и страдают. Страдают по-настоящему, они не могут справиться с той даже малейшей неопределенностью, которая складывается в их поле. От человека, который страдает, уйти сложно. Так это перетекает в эмоциональную зависимость, в которой один все больше сжимается и уступает, а другой — все больше контролирует.

Психика того, за кем следят, устает от фоновой настороженности. В последствии это отражается на здоровье.

Как себя спасти?

Нужно признать, что ваши границы нарушают, и прямо их обозначить. Дальше быть готовым к взбухшей вене на лбу у партнера, громким крикам, что ВООБЩЕ-ТО Я О ТЕБЕ ЗАБОЧУСЬ. Это в рамках нормы, сталкеры так выживают.

А дальше либо уходить, либо прогибать свою линию. На кону — потеря себя или спасение. Выбор болезненный, но со сталкерами, увы, можно только так.

Следующая статья